Баязет, Повелитель семи континентов настолько велик и могуществен, что враги трепещут от одного лишь упоминания его имени. Множество сражений принесло победы и богатство, но сможет ли мудрый и опытный правитель избежать очередной непростой ситуации, назревающей в империи? Чем обернется новая возможность упрочить собственное положение на мировой арене? Очередной победой или самым настоящим провалом? Далеко не все государственные мужи способны принять решений своего Султана. Но за молчанием обыкновенно скрываются шепотки и приватные беседы. Это именно тот период, когда тайное становится явным. Стоит благодарить Аллаха за каждый мирно прожитый день.


Османы. Великая Династия

Объявление

ADMIN TEEM




Лучшая цитата


текст
ACTIVE




BEST POST


от ник в эпизоде
текст
WELCOME


Приветствуем вас в прекрасной столице Османского государства. Наш коллектив, вдохновленный восточным колоритом, готов активно играть и развивать сюжет. Вас ждут новые акции, интересные повороты и борьба за место под солнцем дворца Топкапы!


FRIENDS


Рейтинг Ролевых Ресурсов - RPG TOP White PR LYL
photoshop: Renaissance PRESS START Зефир, помощь ролевым


NEWS



26.03.2017 Обращаем внимание на очередной перевод игрового времени и продолжение ветки глобального сюжета. Всем заинтересованным рекомендуется консультироваться у АМС.


IN GAME
Дата игры: август 1600
Погода Погода радует жителей столицы небывалым теплом. Но едва различимый прохладный ветерок дарит благословение тем, кто не может скрыться от жары в прохладном дворце Топкапы.

Форум активен и будет рад новым игрокам.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Османы. Великая Династия » Гостевая » Полезная Информация


Полезная Информация

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
Краткий справочник терминов, относящихся к истории Османской империи, а также некоторых других государств, с которыми Порта связана обширной внешней политикой

А

ага — хозяин, начальник; составная часть наименований многих должностей и званий, преимущественно воинских

ага-паша см. ага янычар

ага янычар — начальник янычарского корпуса

адалет-наме (указ о справедливости) — султанские декреты, издававшиеся а целью ограничить произвол феодалов на местах

аджем-и огланы — юноши, отобранные из немусульманского (христианского) населения балканских провинций империи для службы в рядах капыкулу (см.); после специального обучения в дворцовых школах использовались для дворцовой службы или для пополнения янычарского корпуса

азапы (азабы) — воины, набиравшиеся из мусульманского населения империи для службы на флоте, в пограничных крепостях, во вспомогательных частях

акче (аспра) — турецкая серебряная монета, основная денежная единица в империи до 1687 г.; со второй половины XVI в. ее серебряное содержание резко снижается, а покупательная способность падает

асес-баши — начальник городской ночной стражи

Б

бал-йемез — одна из крупнейших пушек, использовавшихся в Османской империи, стреляла ядрами до 50 кг; название восходит к итальянскому «балло меццо» — «средняя пушка»

балтаджи — букв, «алебардщик» — одна из категорий дворцовой стражи, несшей охрану султана и султанского гарема

беглербег см. бейлербей

бей (бег) — титул военачальников или правителей у турок, крымских татар и других тюркских народов; форма обращения к влиятельному лицу

бейлербей — «бей над беями» — официальный титул правителей эйялета (см.); главы его гражданской администрации и вооруженных сил, которыми он командовал во время похода

бёлюк (букж, булюк) — подразделение войска сипахиев — рота, эскадрон, сотня

бостанджи (огородники) — придворные слуги, выполнявшие обязанности по наружной охране султанского дворца и полицейские функции

бостанджи-баши — глава дворцовой охраны и султанский телохранитель

буздычан — булава

булух-ага, точнее бёлюк-ага, — один из главных командиров придворных сипахиев

бунчук — древко с золотым шаром и пучком конских волос на конце, знак власти в XII — XVIII вв. у турецких пашей, польских и украинских гетманов и атаманов русского казачьего войска

буюрдан (правильнее буйрулду) — указ великого везира

В

вакф (мн. ч. вакуф) — имущество, доходы с которого предназначались на религиозные или благотворительные цели; создавались за счет пожертвований государства и отдельных лиц, освобождались от налогов

валя — правитель османского, эйялета, бейлербей

везир (визирь) — высший государственный сановник; везиры входили в султанский совет (диван), назначались на посты бейлербеев; главный из них — великий везир (везир-и азем, или садразам) являлся главой всей администрации и главнокомандующим армией

войт — судья в Польше

Г

газават (джихад) — священная война мусульман против неверных

гази — почетный титул мусульманина, прославившегося в газавате

гайдук — легковооруженный пехотинец в польском войске; другое значение — «разбойник», «преступник»

гаковница — длинный и тяжелый мушкет, бывший на вооружении у запорожских казаков в XVI — XVII вв., с дальнобойностью около 300 шагов

галера — гребное военное судно

гарнец — мера объема сыпучих тел, равная 3,27984 л

гебегитпаша см. джебеджи-баши

гетман — l) в Речи Посполитой XVII в. — звание командующего всеми вооруженными силами (великий гетман) и его заместителя (польный гетман); аналогичные должности существовали и в отдельных частях этого государства: в Польше (коронные гетманы) и в Литве (литовские гетманы); 2) выборный глава казаков (реестровых, запорожских, донских)

господарь — титул правителя Валашского и Молдавского княжеств

грош — польская серебряная монета, 1/30 злотого (см.)

гулям — юноша-невольяик, использовавшийся в качестве султанского слуги или пажа

гусары — вид легкой кавалерии в европейских армиях XVII в.; гусарские части впервые появились в Венгрии в XV в.

гяур (кяфир) — неверный, презрительная кличка всех иноверцев

Д

дарабан — пехотинец личной гвардии молдавских и валашских господарей

делия (дели) — 1) воины конных отрядов, использовавшихся в авангарде турецкой армии; они обычно набирались и содержались правителями пограничных районов; 2) парадная одежда османских придворных

дервиш — мусульманский монах, странствующий или живущий в обители

дефтердар — в более общем смысле — казначей, в более узком — глава государственного казначейства

джебеджи-баши — командир корпуса оружейников, входившего в янычарское войско

джебелю — воины, которых обязаны поставлять сипахи «конно и оружно»; их число определялось величиной дохода с условного пожалования — ти-мара (см.)

джида, точнее джирит, — короткое копье из индийского тростника, дротик

джубба — богато отделанная верхняя одежда ходжей, кадиев и имамов (см.)

диван — совещательный орган при султане, аналогичные советы имелись у великого везира и у провинциальных наместников; наряду с обычными заседаниями дивана, где участвовали лишь важнейшие должностные лица, устраивались экстраординарные, в более широком составе, для приема послов, раздачи жалованья войску, решения вопроса о войне или мире

дирлики — пожалования за службу, обычно в виде небольших тимаров (см.)

драгоман — европеизированная форма слова «терджюман»; ответственный переводчик в странах Востока

Е

езоглан (езоглантар) см. ичоглан

Ж

жолнер — польский солдат, воин XV — XVIII вв., получавший особую плату за военную службу

З

злотый — название серебряных и золотых (червонный злотый) монет, имевших хождение в Речи Посполитой в XVI — XVII вв.; среди серебряных монет особое распространение получили немецкий талер и итальянский дукат (флорин), соответствовавшие в Османской империи начала XVII в. 80 ак-че (см.)

И

иезуиты — члены католического монашеского ордена «Общество Иисуса», созданного в XVI в.

имам — 1) духовный глава мусульманской общины; 2) титул духовного лица, руководящего богослужением в мечети

ичоглан — султанский паж, обучавшийся в особой дворцовой школе

К

кади, или кадий, — мусульманский судья, обычно глава административно-судебного аппарата округа, называвшегося каза

кадиаскер — верховный судья; их было два — румелийский (для Европейской Турции) и анатолийский (для остальной территории Османской империи)

каймакам — сановник, выполнявший обязанности садразама (см.) во время отсутствия последнего в столице

калга-султан — первый наследник престола в Крымском ханстве

каноник — католический священник в больших соборах

канун-наме — свод законодательных положений по административным, налоговым и уголовным вопросам в Османской империи

канцлер — глава королевской канцелярии, министр, руководивший внешней политикой Речи Посполитой; в Османской империи — ревс-эфенди (см.)

капудан — командир военного корабля или эскадры

капудан-паша — главнокомандующий всеми морскими силами Османской империи, адмирал

капы агасы — глава белых евнухов султанского дворца

капыджи — привратники, в обязанности которых входила охрана дверей султанского дворца, представление иностранных послов, передача наместникам тайных сообщений, сопровождение новоназначенных наместников до места назначения, устранение неугодных султану важных государственных сановников

капыджи-баши — главы дворцовых привратников

капыкулу (государевы рабы) — общее название лиц, состоявших на дворцовой службе или записанных в реестры постоянного войска

касабие — сбор, взимавшийся для обеспечения поставок мяса в города Османской империи

кастелян (каштелян) — служебное лицо, назначаемое польским королем для управления замком и его округой (кастелянством) каторга — гребное судно

кварта — единица объема жидких и сыпучих тел, немного больше литра

квасница — дикое яблоко; их продавали в лагере под Хотином

кетхуда (кяхья) — 1) выбранный или назначенный представитель общины группы, цеха; 2) управляющий делами, помощник великого везира и других османских чиновников

кетхуда-бей (кяхья-бей) — заместитель аги янычар (см.), наиболее влиятельное лицо в янычарском корпусе

кетхуда капыджи — помощник главы капыджи, церемониймейстер султанского двора

коморник — придворный, ведавший королевскими налогами в Польше

коруджу — янычары, выслужившие по сроку службы и по возрасту и оставленные на гарнизонной службе

ксендз — священнослужитель в польской католической церкви

курфюрст — светский или духовный князь в Священной Римской империи, обладавший правом участия в выборах императора

кызлар агасы (господин девушек), иначе — дар-юс-саада агасы (ага «Врат Счастья») — начальник черных евнухов, охранявших султанские покоч; с конца XVI в. — один из влиятельнейших османских придворных

кырбаджи — придворные слуги, носившие в специальных кожаных мешках воду для питья и умывания; ремесленники, изготовлявшие бурдюки для вина

Л

легат — посол, представитель высшего духовенства в католической церкви

левок — серебряный злотый с изображением льва (талер левковый); монету начали чеканить при Сигизмунде по весам около 20 г и содержанием серебра до 12,5 г; она была запрещена к ввозу в Османскую империю из-за уменьшения содержания серебра по сравнению с обычным талером

лентвойт — заместитель войта (ом.) во время его отсутствия

лисовчик — воины легкой конницы, введенной литовским шляхтичем Александром Лисовским

М

магистрат — городское управление в Речи Посполитой

мандрик — лепешка из сыра, муки и яиц, разновидность творожника

маршалок — дворецкий, управляющий, соответствует кетхуде (см.)

медресе — мусульманское учебное заведение, выполнявшее функцию школы и мусульманской духовной семинарии

минбар — высокая (с лестницей) кафедра в мечети для чтения проповеди

мумджу — титул офицера янычарского корпуса

мурза — титул члена владетельной феодальной семьи в Крымском ханстве, на Кавказе, у ногайских татар и некоторых других народов

мхитаристы — члены организации армянских церковников, основанной в 1701 г. Мхитаром Себастаци с целью развития армяновадения

мусаддас — шестистишие

муфтий см. шейх-уль-ислам

мухзыр-ага — судебный исполнитель

мушавере — совещание у великого везира в широком составе светских и духовных крупных феодалов

муштулук — награда за добрую весть

мюдеррис — преподаватель медресе

Н

накиб-уль-эшраф — титул видного улема, главы потомков пророка в данном городе или районе

намаз — мусульманская молитва

нишанджи — хранитель султанской печати

О

ода — янычарские казармы, иногда и сама войсковая часть, полк

ода-баши — командиры янычарских частей, размещавшихся в отдельных помещениях

оджак — общее название основных частей янычарского корпуса, иногда использовалось для обозначения и всего корпуса

окка — турецкая мера веса, равная 1,282 кг

орт гданьский — монета стоимостью в четверть талера

орта — янычарская рота

отураки — янычары, которые по возрасту или по иным причинам были освобождены от несения действительной службы, но получали жалованье по спискам корпуса

П

паша — титул или звание высших сановников Османской империи

пахолик — рядовой польской армии

пир — глава религиозной секты или ордена, в данном случае — глава ордена бекташи, связанного с корпусом янычар

подкоморий — судья в Речи Посполитой, ведавший размежеванием земельных владений

подскарбий — хранитель государственной казны в Речи Посполитой

подскарбий чаушей — казначей чаушей

подстароста — помощник старосты

подстолий — в Польше до XV в. должность при королевском дворе, позже почетный титул земельных магнатов

подсудок — помощник судьи

подчаший — в Польше до XV в. дворцовая должность, позже почетный титул польских магнатов

поручик — младший офицер в польской армии

пыркалаб — начальник крепости и волости в Валахии и Молдавии

Р

ратуша — здание городского самоуправления Польши

реби-ушь-ахир — четвертый месяц мусульманского лунного календаря

реби-уль-эввель — третий месяц мусульманского лунного календаря

реверсал — расписочная книга, здесь — опись посольских документов

рейс-эфенди — начальник канцелярии Порты, ведал вопросами внешней политики

рейтары — наемная тяжелая конница в Западной Европе в XVI — XVII вв.

ренегаты — европейцы, перешедшие на службу к турецкому султану и принявшие ислам

рефт (рефтийе) — пошлина на ввозимые товары в Османскую империю

С

сагайдак — колчан для лука и стрел

санджак — основная административная единица в Османской империи

санджак-бей — правитель санджака

санджак-и шериф (знамя пророка) — один из главных атрибутов власти османских султанов

сарай агасы — придворный, ведавший спальней и другими султанскими покоями

сейм — сословно-представительное учреждение в Речи Посполитой, пользовавшееся законодательной властью

сеймик — собрания шляхты в отдельных воеводствах Речи Посполитой

сенат — королевский совет в Речи Посполитой, представлявший верхнюю палату сейма и собиравшийся по усмотрению короля; сенаторы — высшие чины государства

секбаны — 1) одна из трех основных частей янычарского корпуса; 2) род пограничных войск; 3) местные войска на жалованье у правителей эйялетов и санджаков (см.)

секбан-баши — глава секбанов, входивших в янычарский корпус, третий после аги янычар (см.) высший офицер этого корпуса

сераль — европейское название султанского дворца

сераскер — главнокомандующий османскими войсками во время войны

силяхдар (оруженосец) — одна из высших должностей при султанском дворе

сипахи — 1) воины придворной конной гвардии; 2) держатели условных земельных пожалований, составлявшие основу феодального ополчения

солак — телохранитель султана, обязанный сопровождать его во время походов, идя у его стремени

софта — учащийся в медресе

староста — шляхтич, получивший от короля в пожизненное управление государственные земли

субаши — султанский чиновник с функциями полицмейстера

султан (падишах) — титул правителя Османской империи

Т

талер см. злотый

тамбур — ударный инструмент, род барабана

тарих — хронограмма, в которой сумма численных значений букв составляет дату события

тахаллус — литературный псевдоним

текке — дервишская обитель

тимар — условное земельное пожалование в Османской империи с годовым доходом до 20 тыс. акче

товарищ — польский кавалерийский офицер из дворян, имевший при себе одного или нескольких слуг, называвшихся чура (см.)

тюрбе — гробница, мавзолей

У

улаки — лица, несшие почтовую службу в Османской империи.

улафники (правильнее улуфели) — турецкие воины, состоявшие на казенном жалованье

улемы — духовные лица в мусульманском мире, получившие специальное богословское образование, иногда — общее название мусульманского духовенства

Ф

Фатиха — первая сура (глава) Корана

ферадже — верхняя одежда с широкими рукавами и стоячим воротником

фетва — письменное заключение по различным юридическим вопросам, вынесенное на основе шариата шейх-уль-исламом (см.) или другим муфтием

фирман (фермам) — султанский указ

флорин см. злотый

францисканцы — члены монашеского католического ордена, основанного Франциском Ассизским в начале XIII в.

Х

хадж — паломничество в святые для мусульман города Мекку и Медину, считающееся подвигом благочестия

хаджи — почетный титул мусульманина, совершившего хадж

халиф — первоначально светский и духовный глава Арабского государства (халифата), позже — титул правителя, претендовавшего на роль духовного главы мусульманского мира

хан — 1) один из титулов османского султана; 2) титул главы крымских (перекопских) татар

хан крымский — правитель Крымского ханства (хан перекопский), вассал османского султана

харадж — дань вассальных стран турецкому султану; поземельный налог в Османской империи

хафиз — служитель, читающий Коран и знающий его наизусть

хасеки — нижний чин в дворцовой страже, использовался для различных поручений

хатт-и хумайюн (хатт-и шериф) — указ, письмо, исходившее лично от султана

хедим — скопец

ходжа — в мусульманских странах — старец, старшина, господин, учитель, духовный наставник

хондикар — император (в кыпчакском языке)

хоругвь — польское подразделение тяжеловооруженной конницы, его знамя

хорунжий — знаменщик, прапорщик, младший офицер конного отряда

хутба — пятничная проповедь, произносимая в мечети

Ц

цесарь (цезарь) — австрийский император

Ч

чауш (чавуш) — страж, пристав; в обязанности чаушей входила охрана высокопоставленных заключенных, выполнение поручений султана, в частности дипломатического характера

чауш-баши, или чауш-паша, — глава чаушей, один из главных помощников великого везира

чекан — боевой топорик с узким лезвием и молотковидным обушком (клевец)

черкасы — наименование украинских казаков в XVI — XVII вв.

чештеджи (чашнигиры) — дворцовые слуги, пробовавшие пищу, чашники

чорба см. шорба

чорбаджи — командир орта (см.) в янычарском корпусе

чура — слуга, конюх, оруженосец при польском кавалерийском офицере

Ш, Щ

шариат — свод мусульманского права и теологических норм

шейх — мусульманский богослов-проповедник, часто — глава религиозного ордена

шейх-уль-ислам (иначе муфтий) — глава османских улемов и наивысший авторитет в вопросах шариатского права

шербет — сладкий прохладительный напиток

шериф — титул управителя Мекки

шехид — мусульманин, павший на поле брани

шорба — мясное жидкое блюдо, которым угощали янычар от имени великого везира; пренебрежение им означало недовольство везиром, начало бунта

шрот — мера определения качества мяса; вероятно, не имела постоянного выражения; возможно, соответствует украинской мере веса «чвертка» (четверть пуда), либо это «половина задней (передней) части мясной туши»

Э

эзан — призыв к молитве у мусульман

эйялет — наиболее крупная административная единица Османской империи до создания вилайетов (1864); эйялетами управляли бейлербеи (см.) с титулом паши, в XVII в. их было более 20; эйялеты делились на санджаки (см.)

эмир (араб, «повелитель», «вождь», «князь») — титул в мусульманских странах; первоначально его носили крупные военачальники, затем вассалы халифа, позже — самостоятельные монархи небольших государств

эфенди — господин, сударь; форма обращения к духовным лицам и вообще ко всем невоенным в Османской империи

Ю

юнак — турецкие солдаты из Боснии

Я

язиды (езиды) — название членов курдской общины, исповедующих синкретическую религию, в которой сочетаются элементы язычества, иудаизма, христианства и ислама

янычарка — мушкет, бывший на вооружении у янычар, аналогичный га-иовнице (см.)

янычары — солдаты постоянного (пехотного) войска в Османской империи, состоявшие на жалованье у государства; янычарский корпус состоял из трех подразделений: ага-бёлюклери (61 орта, см.), джемаат — «община» (101 орта), секбан-бёлюклери (34 орты).

ятаган — турецкая изогнутая сабля

Источник

0

2

ТИТУЛЫ В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
В Османской империи нисходящая последовательность была такова — халиф, султан (падишах), каймакам, вали, визирь, паша, бей, ага, эфенди. Титул бея как индивидуализированное звание могли носить князья (господари) Молдавии, Валахии, острова Самос.

Хали́ф (араб. خليفة, наместник, заместитель) — название самого высокого титула у мусульман. Титул исламского правителя как руководителя верующих и преемника Мухаммеда, верховного главы исламской общины, осуществлявшего духовное и светское руководство в исламском мире.

Султа́н (араб. سلطان) — титул правителя в исламских государствах, с несколькими историческими значениями. Если государством правит султан, то вместо слова государство употребляется слово султанат.

Каймакам (от араб. قائم مقام [qā'im maqām] «местоблюститель, наместник, заместитель») — в Турции титул наместника, правителя округа.

Вали — должность в администрации исламских стран, соответствующая должности наместника провинции или другой административной единицы, на которое делится страна.

Визи́рь (также вазир, везер, везир, визир) — титул первых (главных) министров и высших сановников во многих восточных государствах, глава всей администрации, как военной, так и гражданской. В Османской империи великий, или верховный, Везир (везир-и азам, садр-азам) возглавлял правительство (Порту) и государственный совет (Диван); обнародовал указы султана (ферманы) , издавал от имени султана указы (ираде), подписывал мирные договоры.

Паша́ (тур. paşa, осман. پاشا — paşa, от перс. پادشاه, восходяшего к др.-перс. pāti-xšāya- — правитель) — высокий титул в политической системе Османской империи. Восходит к титулу пеха, применявшемуся к наместникам провинций еще в Ассирийской и Древнеперсидской империях и упоминаемому в Библии.
Пашами именовались, как правило, губернаторы или генералы. В качестве почётного титула «паша» примерно равен «сэру» или «господину». Только османский султан и (делегированием) хедив Египта могли жаловать титулом паши. Изначально титул использовался исключительно для военачальников, но впоследствии девальвировался и мог применяться по отношению к любому высокопоставленному официальному лицу или вообще лицу постороннему, удостоенному подобной чести. Выше пашей стояли хедивы и визири, ниже — беи
Существовали паши трёх степеней — бейлербей-паша, мирмиран-паша и мирлива-паша, что отмечалось числом конских хвостов (бунчуг), павлиньих хвостов или хвостов яков, четыре хвоста носил только сам султан как верховный военачальник.

Бей — тюркский титул и звание, военное и административное, идущее первоначально от общетюркского титула bək — вождь. В изначальном варианте имело значение вождя рода в составе племени, главой которого выступал хан. Возглавлял родовое ополчение в общеплеменном войске. В общей иерархии древнетюркских титулов шел вторым после хана.
Как обычно в тюркских языках, этот титул имеет прямую параллель в терминах, определяющих семейные отношения — муж, супруг, глава семьи. Первоначально глава самостоятельного родового, родо-племенного и даже политического (государственного) территориального подразделения. В поздних тюркских языках существовало понятие «беглербеги», означавшее административную должность. В крупных тюркских политических объединениях — каганатах, султанатах и т. п. бег (бей) занимал определенную иерархическую позицию среди титулованных администраторов.

Ага́ — в Османской империи титул военачальников, в том числе командира янычар, а также начальников некоторых групп придворных слуг.

Эфе́нди (перс. آفندی, араб. أفندي, тур. efendi, тат. әфәнде, әfәnde  — «господин», «повелитель») — титул и офицерское звание в Османской империи и некоторых других странах Востока в XV—XX столетиях.

В обращениях также используется титул Хан (титул государей татарского происхождения у восточных народов; более древняя форма) и Хатун (женский титул, аналогичный мужскому титулу «хан»; позднее женщина вообще). Используется и определение Хазретлери, что означает "достопочтенный".

Валиде́-султа́н (осман. والده سلطان — мать султана) — официальный титул матери правящего султана Османской империи, употреблявшийся с XVI века. Первой носительницей титула была Хафза-султан, мать Сулеймана Великолепного.

материалы The Jester Race, "Википедии" и Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

0

3

ЗОЛОТОЕ ЯБЛОКО
Завоевательная идеология Османов
Султаны были предводителями мусульман в священной войне с неверными и проводили в походах большую часть жизни, даже обряд коронации султана состоял не в возложении короны, а в опоясывании «священным мечом».
Когда после коронации, возвращаясь во дворец, султан проходил мимо янычарских казарм, ему навстречу выходил один из командиров и подносил чашу с шербетом. Выпив шербет и наполнив чашу золотыми монетами, султан произносил ритуальную фразу «Кызыл эльмада герюшюрюз». – Мы вновь встретимся в стране Золотого яблока. Это означало, что янычары должны готовиться к походу на запад – в христианскую Европу, которую турки называли «Страной Золотого яблока».

"Кызылэльм" - "даешь золотое яблоко" - один из лозунгов османской завоевательной идеологии. Золотое яблоко - символ монархической власти султана, сродный европейской и русской "державе".
Держава представляет собой увенчанную крестом сферу из драгоценного металла, поверхность которой украшена самоцветами и священной символикой.  Державы или державные яблоки (как называли их на Руси), стали постоянными атрибутами власти  ряда западноевропейских монархов задолго до венчания на царство Бориса Годунова (1698), однако введение их в обиход русских царей не следует считать безусловным подражанием.  Заимствованной могла казаться лишь вещественная часть ритуала, но не его глубинное содержание и символика самого «яблока».
Судь идеи оттоманского яблока заключается в том, что падишах, захватывая территорию иноверных, отбирает у них "золотое яблоко". Султаны стали все более воспринимать это золотое яблоко как символ вожделенной цели – завоевания империи. Успешно реализовав эту мечту путем захвата византийской столицы, а затем разгрома самой Византии, османы все дальше и дальше переносили ее в будущее и, как считается, «золотыми яблоками» становились все новые объекты османских завоеваний, в конечном счете таковой целью стала богатая Вена, столица Священной Римской империи.

http://content.foto.mail.ru/mail/del-fuegos/_answers/i-62.jpg

0

4

О ФИНАНСАХ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

В Османской империи времён Сулеймана Кануни существовало два основных вида валюты: акче – серебряная момента, и дукат – золотая монета, равная приблизительно 50 акче. В основном, все жалования подданным империи выплачивались в акче, но если речь шла о достаточно крупных суммах, то использовались и дукаты, и именно в этом виде валюты порой встречаются поистине астрономические и крайне нереалистичные суммы. Но обо всём по порядку.

К середине 1530-х годов, Хасеки Хюррем Султан, являясь единственной законной женой Сулеймана I и управляющей его гаремом, получала жалование в размере 2 000 (двух тысяч) акче в день, то есть 830 000 (восемьсот тридцать тысяч) в год. Стоит отметить, что сумма уникальная в своем роде, так как ни одна Хасеки или управляющая гаремом больше никогда более не получала таких денег, даже знаменитая Кёсем Султан к концу своей жизни получала лишь 1 200 (тысячу двести) акче в день. А начальное жалованье, положенное для статуса Хасеки, и вовсе составляло 1 000 (тысячу) акче в день. Таким образом, приблизительно через три года после получения должности управляющей гаремом Хюррем Султан смогла накопить сумму равную примерно 2 000 000 (двум миллионам) акче, которая и стала стартовым капиталом благотворительного фонда, названного именем Хасеки.

Сулейман, видя самостоятельность и инициативность жены в данном вопросе, в качестве помощи выделил только несколько небольших по размеру земельных участков на сумму в 100 000 (сто тысяч) акче для реализации первых благотворительных проектов фонда. Парадоксально, но в телевизионном сериале «Великолепный век» данный момент показан достаточно достоверно.

Вскоре в благотворительную организацию Хюррем Султан начали поступать инвестиции от известных политиков, государственных служащих различных должностей, и просто лиц, желающих заниматься благотворительностью. Например, Великий Визирь Рустем Паша в разное время выделял фонду суммы от 2 000 000 (двух миллионов) акче до 200 000 (двухсот тысяч) дукатов (десять миллионов акче).

Таким образом, через десять лет существования (к середине 1540-х годов) благотворительного фонда Хасеки Хюррем Султан его бюджет составлял 2 000 000 (два миллиона) дукатов (это сто миллионов акче), что являлось огромным прибавлением к средствам, выделяемым из османской казны, на обустройство столицы. Чтобы представить истинные размеры этой суммы достаточно вспомнить, что на момент вступления Султана Сулеймана на престол, состояние казны государства, оставшееся после его отца Селима I и не израсходованное последним на военные нужды, составляло всего лишь 6 000 000 (шесть миллионов дукатов), то есть триста миллионов акче. То есть бюджет благотворительного фонда жены Сулеймана составлял примерно треть от общей казны государства в первый год его правления. Поэтому утверждать, что данный фонд в целом оказался бесполезным для Османской империи по меньшей мере глупо.

Разумеется, на деньги из фонда Хюррем Султан было построено большое количество благотворительных заведений, оказавших огромную помощь малоимущим слоям населения, о чем подробнее рассказывалось в предшествующих легендах.

Чтобы ещё нагляднее представить бюджет благотворительного фонда Хасеки, переведём 2 000 000 (два миллиона) дукатов времён Сулеймана Великолепного в рубли современным курсом.

Мы знаем, что 2 000 000 (два миллиона) дукатов середины XIV века равнялись приблизительно ста миллионам акче. Напоминаем, что акче времён Султана Сулеймана – это серебряная монета, номиналом единица и весом 1,15 граммов серебра. Таким образом, можно подсчитать, сколько граммов серебра содержалось в ста миллионах акче. Получается сто пятнадцать миллионов грамм серебра. Стоимость одного грамма серебра по курсу Центробанка РФ на 1 февраля 2013 года составляет 30 рублей 25 копеек. Теперь умножаем 115 миллионов на 30,25 и получаем, что бюджет благотворительного фонда Хасеки Хюррем Султан к середине 1540-х годов составлял бы в современной валюте 3 478 750 000 (три миллиарда четыреста семьдесят восемь миллионов семьсот пятьдесят тысяч) рублей.

Таким образом, мы видим, что говорить о колоссальных (на тот момент) поступлениях в османскую казну с этой стороны возможно. А с какой же этого делать нельзя? Для ответа на этот вопрос перейдём к другой исторической личности, а именно одному из Великих Визирей Османской империи эпохи Султана Сулеймана – Паргалы Ибрагиму.

К концу своей жизни Ибрагим Паша получал жалование в размере 3 000 000 (трех миллионов) акче в год. На основании чего в произведении Загребельного и телесериале «Великолепный век» его состоянию приписываются суммы от двух до семи миллионов дукатов (100 000 000 или 350 000 000 акче соответственно) – очередная загадка. Попробуем посчитать.

Чтобы заработать хотя бы 100 000 000 (сто миллионов) акче, то есть сравняться с бюджетом фонда Хасеки Хюррем Султан, Ибрагиму пришлось бы работать более тридцати трех лет, стабильно получая при этом 3 000 000 (три миллиона) акче в год и не тратя ни одной монетки. Но не следует, забывать, что Ибрагим был Великим Визирем менее тринадцати лет, а 3 000 000 в год получал лишь последние семь. Начальное же жалованье Великих Визирей составляло 1 200 000 (один миллион двести тысяч) акче в год. Таким образом, зарабатывая честным трудом, Ибрагим мог бы накопить лишь сумму, которая более чем в три раза уступала бы ста миллионам акче, да и то, если бы за всё время не потратил ни одной монеты, что было в принципе невозможным.

Но 2 000 000 (два миллиона) дукатов, то есть 100 000 000 (сто миллионов) акче, это далеко не предельная оценка состояния Ибрагима, несмотря на всю свою неестественность. Например, пока главный сценарист сериала «Великолепный век» Йылмаз Шахин продолжает искать мифические недостачи в конфискованном имуществе Ибрагима в размере 5 000 000 (пяти миллионов дукатов, в сериале говорится как «пятьдесят раз по сто тысяч золотых»), мы попытаемся разобраться, а как же этот Великий Визирь мог накопить (хотя бы теоретически) уже целых 7 000 000 (семь миллионов) дукатов, то есть 350 000 000 (триста пятьдесят миллионов) акче, которые указываются в некоторых источниках.

Конечно, было бы наивно, предполагать, что такие средства накапливаются только с помощью официальной заработной платы. Естественно многие Великие Визири в различных источниках часто упоминаются как люди, совершенно не брезгавшие многочисленными взятками и подарками. С высокой вероятностью взятками так или иначе не пренебрегал и Ибрагим Паша. Но в каких же суммах нужно было брать взятки, чтобы накопить 350 000 000 (триста пятьдесят миллионов) акче? Вопрос далеко не риторический. 350 000 000 (триста пятьдесят миллионов) акче делим на тринадцать лет пребывания на должности Великого Визиря (это примерно 4 745 дней) и получаем, что Ибрагим должен был ежедневно брать почти 73 762 (семьдесят три тысячи семьсот шестьдесят два) акче из, скажем так, неофициальных источников дохода. В качестве ежедневного денежного поступления эта сумма была бы просто немыслима даже для самого матёрого коррупционера, и это при том обстоятельстве, что ни в исторических источниках, ни в различных произведениях культуры этот политический деятель не упоминается как самый главный взяточник всех времён и народов, в отличие от некоторых государственный деятелей времён Великого Визиря Мехмеда Соколлу, но это опять же совсем другая история.

Источник

0

5

ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

Особенность Османской империи - одновременность процессов завоевания чужих территорий и формирования административной и сословной структур османского общества. Основы этих структур, заложенные еще в доимперский период, получили свое дальнейшее развитие и приняли законченные формы в ХV-ХVI вв.

Огромная многонациональная поликонфессиональная империя, различные районы которой вели преимущественно натуральное хозяйство и были крайне слабо связаны между собой экономически, была прежде всего политической общностью на военно-административной основе. Не только расширение, но и простое сохранение этой общности требовало крайней централизации власти по вертикали. В соответствии с тюрко-мусульманскими традициями "падишах - пастух, а подданные - стадо", обязанное следовать за своим пастухом. Основная обязанность султана, "справедливого и милосердного", заключается в осуществлении справедливости и правосудия, т. е. в сохранении и поддержании того общественного порядка, при котором каждый подданный знал свое место в рамках определенной социально группы и выполнял обязанности, вытекающие из его принадлежности к данному коллективу. Государство могло выполнить задачу поддержания социальных устоев только посредством концентрации всей власти у трона. Поэтому все нити управления в Османской империи шли сверху вниз (административно-политическая, финансово-налоговая, судебно-мусульманская и судебно-немусульманская, военная), замыкаясь в конечном счете на личности султана. При этом главы указанных вертикалей политически уравновешивали друг друга перед лицом правителя: Великий визирь, назначаемый лично султаном как глава светской ветви власти и Шейх уль-ислам как глава Совета улемов, подчиненный султану как халифу всех мусульман. Османская империя не была теократическим государством - скорее наоборот: улемы были интегрированы в систему государственного управления и способствовали тем самым усилению автократического характера светского режима.

Административно-политическая властная вертикаль (Великий визирь - 21 вилайет (бейлербейства) - 250 санджаков - 1600 уездов (городки с окрестностями) - 10-15 тысяч зеаметов и тимаров) не совпадала по структуре и лестнице иерархии с другими властными вертикалями и не имела права вмешиваться в их судебные, фискальные и военные полномочия - это препятствовало появлению сепаратистских тенденций.

(Для справки: ведомство Великого визиря, занимавшееся делами повседневного управления империей, было расположено в здании с высокими воротами - отсюда в переводе с французского русские термины "Высокая Порта" и "Блистательная Порта" для обозначения не только турецкого правительства, но и самого Османского государства)

. Автор "Записок янычара" второй пол. ХV в. отметил еще один фактор, препятствовавший сепаратизму в Османской империи: порядок в ней "зиждется на том, что султан все замки во всех своих владениях... крепко держит в своей руке, никакого замка ни одному из своих вельмож не отдавая... "

Строгое разделение и противопоставление полномочий властных вертикалей дополнялось разделением правящего слоя по горизонтали на "людей пера" (имеют всю полноту политической власти с запретом передачи постов по наследству) "людей меча" со всей полнотой военной власти (с правом наследников из "пера" переходить в "мечи"). На всякий случай "люди меча" были строго иерархированы с целью разделения военной силы империи перед политической властью: известен случай казни церемониймейстера, который определил на султанском приеме место ближе к правителю начальнику артиллерии, а не янычарскому аге. Улемы, привлеченные к государственному управлению, осуществляли не только судебные, но и контрольные функции, выявляя и пресекая угрозу чрезмерной ведомственной или местнической самостоятельности (расправа была быстрой, суд мог проходить в отсутствие обвиняемого, приговор приводился в исполнение немедленно, к Сулейману Великолепному ежедневно доставляли 40-50 голов казненных за антигосударственные преступления). Разделение полномочий по вертикали и раздробление правящего класса по горизонтали обеспечивали баланс сил, необходимый для сохранения автократической султанской власти и целостности империи. 

Если система государственного управления и руководства правящим классом была крайне централизованной, то по отношению к низам (стаду - райя) османского общества, около половины которого составляли иноверцы, успешно применялись методы децентрализованного управления с учетом профессиональных, этнорелигиозных и культурных различий между ними с целью свести до минимума противоречия между тюрко-мусульманским господствующим меньшинством и подчиненным иноверческим населением. Начало этой политике было положено Мехметом II сразу после падения Константинополя: о превращении храма Св. Софии в мечеть знают все, но не всем известен приказ султана о сохранении второго по важности православного храма Св. Апостолов - этим жестом подчеркивалось, что он унаследовал власть византийского императора над православным населением, превратившимся в его подданнных, хотя и неполноправных. Мехметом II была введена система миллетов - самоуправлявшихся религиозных общин греко-православного, армяно-грегорианского и иудейского населения с духовными главами, лично ответственными перед султаном за лояльность миллетов новой власти. Мехмет II лично вручил православному Патриарху знаки его сана, в том числе изготовленный по его приказу крест, и облек его существенной полнотой власти для обеспечения религиозно-культурных запросов его паствы. Приняв статус миллетов, немусульманские общины тем самым интегрировались в общественно-политическую структуру османского общества и стали его частью. Особенно важную стабилизирующую роль система миллетов играла в районах, где турки составляли незначительную часть населения. 

Возможно, Мехмет II имел далеко идущие планы относительно установления религиозного мира и согласия в своей империи, и система миллетов была только частью задуманного. Однако история распорядилась так, что Турция оказалась на переднем крае противоборства мусульманского и христианского миров, что не могло не отразиться на отношении его наследников к христианской общине в худшую сторону, как к пятой колонне Европы. Однако основы заложенной им структуры были сохранены: вместо насильственной массовой исламизации турки ограничились политикой сохранения своего этнорелигиозного превосходства над остальным населением империи.
250 лет после падения Константинополя и превращения его в Стамбул удельный вес его немусульманского населения сохранялся на уровне 41-42%. Лишенное возможности военно-административной карьеры, греко-армяно-еврейское население преуспело в ремесленной, торгово-ростовщической и внешнеторговой деятельности: это также было своего рода демонстрацией возможностей сосуществования победителей и побежденных. Из иноверцев к делам государственного управления были слегка допущены только греки-фанариоты одного из богатых кварталов Стамбула (в качестве драгоманов-переводчиков).
Таким образом, общественно-политическая структура Османской империи характеризуется крайней концентрацией власти, религиозной и светской, в руках халифа-султана; крайней жесткостью и дисциплиной внутри госаппарата, возведением перегородок и рассредоточением власти между различными группировками правящего сословия по вертикали и горизонтали; дифференцированно-децентрализованной системой управления низами османского общества; религиозно-политическим апартеидом немусульманского населения империи. С учетом естественного хозяйственно-экономического обособления сельских общин и городских ремесленных цехов османское общество было крайне раздробленным, что обеспечивало абсолютное преобладание над ним автократического государства.

Источник

0

6

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVI-XVII ВЕКАХ
В полном размере смотреть здесь

http://s4.uploads.ru/rSJoW.gif

0

7

ПЛАН ДВОРЦА ТОПКАПЫ

Султанский дворец Топкапы в Стамбуле расположен на мысе Сарайбурну. Мыс Сарайбурну является самой крайней точкой исторического полуострова и окружен с трех сторон водным пространством Босфора, Золотого Рога и Мраморного моря.
Основная часть дворца построена в 1478 году (25 лет после завоевания Константинополя) при султане Мехмеде Фатихе (Завоевателе), который приказал соорудить на развалинах дворца византийских императоров новый дворец.
По всему периметру дворец опоясывает стена длиной в 1400 метров, по-турецки называемая «Сур-и Султани» а  площадь дворца более 700 000 м2 (в два раза превышает площадь Ватикана). Эту огромную территорию можем разделить на две части: внешний и внутренний периметр дворца.

Первый Двор, в котором находились служебные и подсобные помещения, окружен высокими крепостными стенами и называется «Алай Мейданы». В него ведут главные ворота дворца: «Ворота Повелителя» или «Императорские ворота» (Баб-ы Хюмаюн). В первом дворе дворца расположены оружейные склады, хлебопекарни дворца, штаб-квартира янычар, старый императорский розовый сад и сам дворец.

Внутренний периметр дворца представляет собой вытянутый прямоугольник площадью 80 000 м2. Внутри периметра второй, третий и четвертый дворы разделены стенами с двумя большими воротами. Чем выше находится человек в структуре государственного управления, тем легче он проходит через каждую ворота в следующий двор.

https://forumstatic.ru/files/0010/f9/8d/29926.jpg
В ПОЛНОМ РАЗМЕРЕ

Обозначения объектов на плане

Второй двор дворца Топкапы — Диван Мейданы

1. Ворота Приветствия или Баб-юс Селям (вход во Второй двор дворца)

2. Зал Дивана или Диван-и Хумайюн (Куббеалты) — Зал для заседаний визирей

3. Башня Справедливости (Адалет Кулеси) — Самое высокое здание дворца, которое возвышается над зданием Дивана.

4. Мечеть и хамам Бешир Ага

5. Султанские конюшни

6. Вход в Гарем

7 - 8 - 9. Кухня во дворце

10. Ворота Счастья или Ворота Блаженства / Ворота белых евнухов (Баб-и Саадет)

Гарем Дворца Топкапы — Харем-и Хумаюн

11. Двор матери султана (Валиде Султан Ташлыгы) в Гареме

12. Двор избранных или Двор фавориток (Гёзделер Ташлыгы) в Гареме

Третий двор дворца Топкапы — Эндерун Авлусу

13. Зал аудиенций или Тронный зал (Арз Одасы), где принимались иностранные делегации и послы

14. Библиотека (в 1600-м году здания еще нет)

15. Палата Кампаний или палата пажей (Сеферли Когушу)

16. Сокровищница (Эндерун Хазинеси)

17. Павильон Священной мантии и святых реликвий

18. Палата личных пажей султана (Хас Ода Когушу)

19. Дворцовая библиотека (раньше Мечеть Агалар)

Четвертый двор дворца Топкапы — Софа-и Хюмайун

Вход в четвертый двор дворца не через массивные ворота, как в остальных дворах - двор служил больше как место для отдыха султанов.

20. Летний дворец Абдул-Меджида (павильон Меджидийе)

21. Мечеть Софы (в 1600-м году здания еще нет)

22. Башня Хекимбашы (Хекимбашы Кулеси) — жилище и лаборатория главного лекаря

23. Здание деревянного павильона Софы (Софа Кёшк)

24. Ереванский павильон или Летний дворец Реван (Реван Кёшк)

25. Мраморная тераса и Зал обрезания (Сюннет Одасы)

26. Беседка Ифтарийе (Беседка с красивым видом на Золой Рог, где ужинали султаны во время рамазана)

27. Багдадский павильон или Летний дворец Багдат (Багдат Кёшк)

Источник

+2


Вы здесь » Османы. Великая Династия » Гостевая » Полезная Информация


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно